Я твой тонкий колосок
13 октября 2006 года
Степень эффективности бюджетных затрат (как и степень приближения к любому идеалу) нагляднее всего определяется по отрицательным показателям, т.е. по потерям, которых в норме не должно быть - как прямым, так и косвенным. Косвенные денежные потери вычисляются приблизительно так же, как размер шкуры медведя, так и не убитого к концу охотничьего сезона: по аналогии. А именно: берутся среднереспубликанские показатели урожайности, удоев и привесов, и все недотянутые отдельными хозяйствами до этих показателей центнеры и килограммы учитываются как потери. Таких СП РТ насчитала на сумму около 2,3 млрд. рублей. Еще более 3 млрд. рублей косвенных потерь произошло от реализации некачественной сельхозпродукции: некондиционного зерна, молока с пониженной жирностью либо без охлаждения и тощего скота.
Примечательно, что, по данным проверки, косвенные денежные потери в результате реализации зерна солодового, т.е. уже проросшего, увеличиваются год от года. То же самое и с потерями от реализации некондиционного скота - растут год от года эти скотские потери, невзирая на разрекламированные инвестиции в коровники и свинарники образцовой культуры быта!..
Но еще более интересна ситуация с прямыми потерями. Бюджет, в частности, поддерживает сельхозпроизводителей через республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций (РАЦИН), который реализовывал механизм товарного кредитования. Просроченная задолженность поддерживаемых государством производителей этому РАЦИНу составила к началу этого года 1,3 млрд. рублей. Зато и в поддержке они больше не нуждаются: как сообщил руководивший проверкой аудитор СП РТ Дамир Шамгунов, произошло массовое банкротство этих хозяйств.
Другая форма господдержки - через лизинг сельхозтехники, предоставляемый также подведомственной минсельхозпроду компанией "Татагролизинг" (ТАЛ). Так вот, при выделении техники финансовое состояние лизингополучателей не анализировалось (а эта процедура должна предшествовать любому кредитному договору). Так что следующее открытие Счетной палаты было уже закономерным: просроченная задолженность по лизинговым платежам достигла 3,7 млрд. рублей. А дальше - все то же: в отношении более 500 лизингополучателей (это треть их общего числа) уже действует процедура банкротства, так что при известных национальных особенностях банкротства получить обратно деньги или хоть саму технику представляется крайне проблематичным.
Впрочем, Счетная палата назвала двух должников ТАЛа, притом самых крупных, у которых таких затруднений вроде бы быть не должно: "Татарстан соте" (27,1 млн. руб.) и "Красный Восток Агро" (40,4 млн. руб.). С них-то, казалось бы, только и брать... а вот не получилось.
Реакция главы Минсельхозпрода РТ Марата Ахметова на результаты проверки была бурной. Он горячо благодарил Счетную палату за науку, предавался самокритике: "Мы оказались неспособным ведомством!" - и грозил передать лизинговое хозяйство Ак Барс Банку: "Они научат вас работать!". Так что в результате всех этих неприятностей минсельхозпрода хотя бы у АББ есть шанс в дальнейшем получить удовольствие...
Существует, впрочем, и конспирологическая теория этих неприятностей. Не отрицая полной достоверности результатов аудиторского вскрытия, информированные люди обращают внимание на то, что по времени своего появления оно близко к появлению другого, совсем не публичного документа.
По информации "ВК", не так давно на рабочий стол Минтимера Шаймиева легло письмо о финансовых нарушениях, якобы допущенных в ходе господдержки "Татарстан соте"-"Вамин-Татарстан", к чему имеет отношение и министр сельского хозяйства. Во-первых, утверждают осведомленные источники, автор письма - глава ну очень серьезного ведомства - пишет президенту лишь в одном случае: когда президент ждет от него именно такого письма. А во-вторых, такого рода нарушения легко выявляются при проверке практически любого ведомства, имеющего дело с выделением бюджетных средств...
Что же в таком случае могло вызвать особую взыскательность по отношению именно к главе минсельхозпрода? Уж не те ли слухи, что именно он - тот самый Мистер Х, возможный будущий президент Татарстана? Такой слух (куда правдоподобнее, кстати, выглядит прогноз, что г-н Ахметов может уйти на повышение в другом направлении - в российский минсельхоз) в наших условиях выглядит в лучшем случае медвежьей услугой, и в любом случае способен сильно осложнить жизнь объекту слуха... Вне зависимости от его реальных прегрешений и притязаний.
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"